Межвузовский интерактивный семинар «Историческая память и историческая мифология: споры о прошлом в политической культуре стран Азии». Семинар первый – Япония VS Корея.

4 марта 2017 г. в ИСАА состоялся межвузовский интерактивный семинар «Историческая память и историческая мифология: споры о прошлом в политической культуре стран Восточной Азии. Япония VS Корея» для студентов-востоковедов и международников. Интерактивный семинар проходил в рамках проекта Центра интерактивного образования и моделирования Совета молодых ученых ИСАА МГУ. Первый семинар был посвящен «трудным вопросам в достижении исторического консенсуса» между Японией и Кореей. Проблема использования истории в политических целях актуальна практически для всех стран современного мира, однако особенно остро эта проблема стоит в обществах, переживающих процесс переформатирования или создания новой национальной идентичности. Злоупотребление историей равно неприглядно выглядит и в форме поощрения национализма и в форме отказа от обсуждения трагедий прошлого.

Темой первого межвузовского интерактивного семинара «Историческая память и историческая мифология» организаторы выбрали трудные вопросы достижения консенсуса в исторических спорах между Кореей и Японией. Участники мероприятия – студенты и магистранты разных факультетов МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, МАИ и других московских вузов – разделившись на две команды, смоделировали острую дипломатическую дискуссию между Кореей и Японией. В ходе дискуссии участники обсудили острые вопросы исторической памяти, до сих пор мешающие установлению конструктивного диалога между Японией и Кореей: законность и правомерность захвата Кореи Японией; трудности оценок периода колониального правления (модернизация или этноцид?); современные проблемы принятия исторической ответственности и использования исторических вопросов для конструирования государственных мифов в угоду политической конъюнктуре. Также были подняты проблемы граждан Японии, похищенных КНДР и так называемых «женщин для утешения». Несмотря на то, что не все участники игры обладали востоковедным образованием, они продемонстрировали достаточно высокий уровень владения фактологическим материалом и умение грамотно отстаивать свою точку зрения.
Важная составляющая интерактивного семинара – финальный комментарий и общая оценка хода студенческой дискуссии со стороны экспертов – руководителей Семинара по интерактивному образованию и моделированию СМУ ИСАА МГУ доц., канд. ист. наук К.В.Асмолова и доц., канд. ист. наук П.В.Шлыкова, специалиста по сценарному моделированию И.А.Кирилловского, а также ведущего научного сотрудника ИДВ РАН, канд. ист. наук В.А.Гринюка и других специалистов по истории японо-корейских отношений и исторической политике. В ходе финальной «рефлексии» участники семинара обсудили проблемы инструментализации истории и использования исторических проблем в современной политике.
Страница интерактивного семинара в социальной сети ВКонтакте.

Роман Лобов